Ремонт трансформаторов – будет актуален и завтра!

Увы, ничто не вечно. К тому же трансформаторы, которые находятся в эксплуатации отечественных энергокомпаний, устарели не только физически, но и морально. Появились трансформаторы нового поколения, обладающие лучшими технико-экономическими характеристиками. У специалистов нет сомнений в том, что трансформаторное хозяйство необходимо обновлять в любом случае.

Однако экономическая ситуация в энергетике стран СНГ, а также слишком большое количество трансформаторного оборудования с длительным или превышающим нормативный сроком службы не позволяют в ближайшие годы произвести его полную замену. Как ни парадоксально, не только отсутствие у энергетиков необходимых средств затрудняет проведение замены оборудования. Проблема заключается еще и в самих трансформаторах: в их невероятной долговечности. При сроке службы в 25 лет они безотказно работают 40 и более лет.

Поэтому для своевременного выявления наиболее уязвимых точек и поддержания требуемой эксплуатационной надежности трансформаторного парка на первый план выдвигается диагностический контроль трансформаторов и, при необходимости, проведение качественных реабилитационных ремонтов с модернизацией и применением новых современных технологий.

Речь идет о широком внедрении в практику так называемой концепции обслуживания по состоянию, позволяющей наиболее эффективно расходовать ограниченные финансовые ресурсы, выделяемые на профилактическое обслуживание.

Реализация этой концепции ведет к значительному увеличению доли реабилитационных ремонтов с целью продления срока службы, которые коренным образом отличаются от обычных капитальных ремонтов, проводимых на основе существующей нормативной базы. Принципиальное отличие реабилитационных ремонтов от обычных заключается, прежде всего, в необходимости решения при их проведении целого комплекса сложных научно-технических задач, обусловленных особенностями проблем старых трансформаторов и индивидуальным характером работы с каждым конкретным изделием.

Чтобы почувствовать эту разницу, следует отметить хотя бы только основные вопросы, которые приходится решать при проведении реабилитационных ремонтов:

  • устранение дефектов, возникших в процессе длительной эксплуатации, и потенциально опасных известных недостатков старых конструкций;
  • выбор усилий и методики опрессовки обмоток с учетом условий эксплуатации, особенностей конструкции и фактического состояния конкретного трансформатора;
  • ремонт или замена высоковольтных вводов и переключающих устройств наиболее повреждающихся узлов трансформаторов;
  • очистка трансформатора и его изоляции от продуктов старения масла, с которым трансформатор работал до ремонта, выбор технологии промывки и методов контроля процесса промывки;
  • восстановление старого масла.

Только из «первых рук»

Реализация концепции обслуживания по состоянию предъявляет повышенные требования к сервисным структурам энергопредприятий и специализированных организаций в части оснащенности современной (часто дорогостоящей) измерительной аппаратурой и технологическим оборудованием, к методологии испытаний и интерпретации их результатов, также необходимо хорошее знание конструкции и возможных проблем обслуживаемого оборудования, квалифицированный персонал и т. д.

В настоящее время на рынке сервисных услуг в области диагностики и ремонта трансформаторного оборудования работает большое количество предприятий и фирм с разной формой собственности. Это позволяет энергокомпаниям, с одной стороны, иметь возможность выбора исполнителя тех или иных работ, а с другой стороны, накладывает на них определенную ответственность за этот выбор.

К сожалению, ситуация в этой сфере оставляет желать лучшего: имеют место повреждения трансформаторов, которые могли бы быть предотвращены. Ремонты проводятся неэффективно и по поверхностным признакам, не устраняя проблем, непосредственно связанных с надежностью, и часто имеют отрицательный результат. Посредник всегда остается посредником. А заказчик, увы, часто недооценивает высококлассную работу и потенциал сервисных структур самих производителей.

Работать с сервисными службами компаний-производителей выгоднее, надежнее и эффективнее.

Во-первых, потому, что сервисные структуры производителей имеют возможности решать сложные нестандартные проблемы клиентов, опираясь на уникальные ресурсы технических служб предприятия и имея прямой доступ к конструкторской документации, обеспечивая поставку оригинальных запчастей и легитимность принятия решений по изменению конструкции. Во-вторых, благодаря таким факторам, как наличие хорошей технической оснащенности для диагностики оборудования и наличие хорошо подготовленного и компетентного персонала, обладающего бесценным накопленным опытом.


Ремонт трансформатора


Стратегическая ставка на сервис

С приходом на ОАО «Электротехническая компания «Биробиджанский завод силовых трансформаторов» новых собственников приняли решение о развитии сервисных центров на территории РФ и начать решили с центра страны, а именно с Поволжья. Утвердили политику развития сервисного центра - Концепцию выгоды заказчика. Название говорит само за себя. В основу концепции заложены такие принципы, как:

  • возможность решать сложные нестандартные задачи;
  • разработка альтернатив решения проблемы;
  • поставка оригинальных запчастей от изготовителя;
  • техническая оснащенность;
  • доступ к конструкторской документации (архиву);
  • легитимность принятия решений по изменению конструкции;
  • выполнение технологических процессов в соответствии со всеми нормативными требованиями;
  • уникальные ресурсы технических служб;
  • уникальный опыт и база данных аварийных ситуаций;
  • наличие мощной производственной базы;
  • сертифицированное предприятие (ISO 9001-2000);
  • наличие сертифицированных специалистов;
  • наличие испано- и англоговорящих сервисных инженеров;
  • широкая сеть поставщиков;
  • техническая поддержка устаревших изделий (комплектующие, запчасти), снятых с производства;
  • консультативные услуги.

ОАО «Электротехническая компания «Биробиджанский завод силовых трансформаторов» в настоящее время предлагает потребителям своей продукции весь спектр сервисных услуг, включая комплексную диагностику, ремонты любой сложности, модернизацию и продление срока службы старого оборудования с обеспечением необходимой проектно-технологической документацией и комплектацией запчастями. Работы могут быть выполнены как «под ключ», так и совместно с сервисными службами заказчика. Основой всех сервисных работ является комплексная диагностика состояния оборудования, позволяющая минимизировать затраты на его обслуживание и принимать необходимые и обоснованные решения.

Передвижная диагностическая лаборатория завода оснащена самым современным диагностическим оборудованием для измерений на объекте, в состав лаборатории входит цифровая аппаратура с возможностью регистрации измеряемых параметров для их последующего компьютерного анализа. В частности, аппаратура для измерения характеристик изоляции, для тепловизионной съемки, для измерения ЧР под рабочим напряжением, для вибрационных и шумовых измерений. Для рационального проведения диагностических работ на объектах заказчика передвижная электролаборатория сервисного центра оснащена комплектом новейшего диагностического оборудования для испытаний под нагрузкой, на холостом ходу и отключенного трансформатора. Это позволяет более качественно выполнять оценку состояния обследуемых трансформаторов.

Лаборатория испытаний трансформаторных масел завода оснащена всем необходимым современным аналитическим оборудованием под сервисные задачи, способна производить специфические анализы состаренного масла (структурный состав, присадки, продукты старения, примеси и т. д.) и твердой изоляции, выбирать технологию и контролировать процессы промывки трансформаторов и регенерации масла. Лаборатория может производить анализы сторонним организациям в качестве отдельного самостоятельного вида услуг.

Развитие диагностического направления приоритетно и рассматривается на ОАО «Электротехническая компания «Биробиджанский завод силовых трансформаторов» как один из элементов стратегии предприятия, т. к. является в настоящее время единственной основой для принятия решений по техническому обслуживанию и замене оборудования. Специалисты БирЗСТ не только оказывают услуги по диагностике, но и анализируют параметры работы оборудования.

Большое значение для повышения конкурентоспособности имеет и комплексность предоставляемой услуги. Именно для этого в сервисном центре БирЗСТ создано конструкторское бюро, которое специализируется на разработке проектов модернизации старых трансформаторов и осуществляет техническую поддержку продажи запчастей.

«Что касается качества услуг, то здесь у нас были проблемы, но с приходом новой команды управленцев поставлена цель на ужесточение технического контроля и вывод предлагаемой продукции на принципиально новый рубеж. И, мы считаем, нам эта задача по силам!

Вернуться к списку статей