Анализ причин пожаров силовых трансформаторов
Согласно данным Минэнерго РФ (2022 г.), в сетях напряжением 110 кВ и выше произошло 42 случая возгорания и 8 взрывов силовых трансформаторов. Эти аварии привели к значительным экономическим убыткам, экологическому ущербу и рискам персонала.
По информации ФСК ЕЭС, доля повреждённых трансформаторов в общей массе аварий на подстанциях составляет около 15–20%, при этом ущерб от одной аварии может превышать 100 млн рублей . Это связано не только с заменой самого трансформатора, но и с простоем подстанции, потерями выработки, затратами на восстановление смежных систем и ликвидацию экологического ущерба.
Основные причины повреждений
По данным ФСК ЕЭС, около 60% всех повреждений трансформаторов связаны с:
- пробоями изоляции (35%);
- перегревом активной части (18%);
- дефектами РПН (7%).
- внешними воздействиями (10%)
Распределение аварий по напряжению
По данным Ростехнадзора 2021 года распределение аварий по напряжению было таковым:
Напряжение, кВ | Количество случаев |
110 | 26 |
220 | 11 |
330 | 3 |
500 | 2 |
Причины высокой аварийности трансформаторов
Наибольшее число аварий наблюдается на оборудовании класса 110 кВ, что объясняется их широким распространением и старением парка. Более 60% таких трансформаторов эксплуатируются более 30 лет, то есть значительно превышают проектный срок службы.
При пробое изоляции возникает электрическая дуга с температурой до 4000°C, локально нагревающая масло. Это вызывает его термолиз с образованием горючих газов:
Образующаяся газовая смесь может воспламениться при наличии источника зажигания, что приводит к выбросу масла и развитию пожара.
Увеличение объема масла при нагреве описывается законом теплового расширения:
Давление внутри бака может достигать 1–2 МПа, что превышает прочность конструкции и вызывает её разрушение.
Резкое увеличение давления приводит к эффекту гидравлического удара, который может вызвать:
- Деформацию бака;
- Разрушение сварных швов;
- Выброс масла и обломков на десятки метров.
Этот механизм объясняет большинство случаев полного разрушения трансформаторов и выброса горящего масла, что приводит к распространению огня на соседние ячейки и строения.
Влага и механические примеси ускоряют старение масла и снижают его диэлектрические свойства. Например, содержание воды в масле более 30 ppm может снизить пробивное напряжение на 30–40%. Это увеличивает вероятность частичных разрядов и формирования проводящих мостиков между обмотками.
Изменение параметров масла можно описать через зависимость тангенса угла диэлектрических потерь от влажности: tg δ = f (W), где W — влагосодержание масла.
Увеличение tg δ приводит к дополнительному нагреву активной части, что создаёт порочный круг: нагрев → ухудшение изоляции → ещё больший нагрев.
Необходимость систем раннего предупреждения
Таким образом, установка современных систем раннего предупреждения аварий маслонаполненных трансформаторов становится не просто технической необходимостью, но экономически оправданным и стратегически важным шагом в обеспечении надёжности и безопасности энергосистем.
Вопросы пожарной безопасности маслонаполненных трансформаторов долгое время оставались для Российской энергетики в сфере теоретических обсуждений и сравнительного анализа существующих решений.
Однако сегодня компания «Автотрансформатор» делает решительный шаг вперед – от рассуждений о вариантах защиты к реальным действиям. Мы не просто изучаем проблему, а запускаем исследования и разработку собственной системы пожаротушения, направленной на предотвращение взрывов и возгораний трансформаторов.
Свяжитесь с нами, чтобы получить консультацию, узнать стоимость и оформить заказ!